Сказание о иконе Богоматери Владимирской

Сказание о иконе Богоматери Владимирской
Сказание о иконе богоматери Владимирской – рассказ о чудесах святыни Русского государства Владимирской иконы богоматери. Повествование открывается обширным торжественным вступлением в котором кратко пересказываются основные события: «Месяца августа в 26 день. Повесть на сретение чюдотворного образа пречистыя владычица нашея богородица и приснодевы Мариа, его же написа богогласный евангелист Лука, самовидно зря на истинную богородицю при животе ея; и како божественная та икона бысть в Рустей земли: первое во граде Киеве и в Вышеграде, преславно в церкви на воздусе являяся, и како преиде во град Владимерь, и отнеле же нарецашеся икона Владимерьская, и ея же ради вины прииде в боголюбивый царствующий град Москву и паче надежда сугубо чюдесно избавление нам содеа от нахождениа безбожнаго и зловернаго царя Темирь-Аксака; и о составлении монастыря, иде же сретоша той пречистый богоматери образ» (ГБЛ, Волок. собр., № 632, л. 226–265). До нашего времени сохранилось более 50 списков произведения XVI–XIX вв., не считая С. в многочисленных списках Степенной книги, Летописном своде Лицевом и в некоторых других летописях. Относительно времени создания С. в исследованиях высказывались разные мнения. Так, С. К. Шамбинаго указал на сходство произведения с литературой XIV в., считая, что его автор был одновременно и создателем Повести о Темир-Аксаке. Н. И. Тотубалин, напротив, отметил поздний характер С. по сравнению с Повестью о Темир-Аксаке, но не пытался датировать произведение. В. П. Гребенюк, посвятивший С. несколько исследований, пришел к выводу, что оно было написано непосредственно для Лицевого свода Ивана Грозного, составленного в 1553, 1554–1560 гг. (Гребенюк В. П. Лицевое «Сказание...». С. 340, 342). Однако, по мнению Б. М. Клосса, работа над Лицевым сводом проходила позднее, в 1568–1576 гг. (Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII веков. М., 1980. С. 245–249, 265), а к этому времени С. уже было написано и читалось в Степенной книге, созданной, по мнению исследователей, в 1560–1563 гг., и в рукописных сборниках, датируемых по филиграням 50-ми гг. XVI в.: 1) ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, ф. 304, № 793, сборник 1-й трети XVI в.; листы, на которых помещен отрывок С. (6 об.–7 об.), написаны иным почерком, чем весь сборник, и датируются 1559 г.; 2) ГБЛ, Волок. собр., № 632, сборник житий святых 1540–1550-х гг. Создавая большое компилятивное произведение, автор привлек к работе значительное количество источников, основными из которых стали: Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери XII в., Повесть о Темир-Аксаке в редакции Летописи Никоновской и рассказ о завоеваниях Тимура до похода на Русь, по-видимому, также из Никоновской летописи. Для необходимых дополнений и уточнений создатель С. использовал Повесть о Темир-Аксаке редакций А (типа Летописи Софийской II) и Б из Летописного свода Московского великокняжеского кон. XV в. Из летописных источников, подобных известиям Никоновской летописи и статьям, предшествующим Комиссионному списку Летописи Новгородской I младшего извода, он черпал сведения, отсутствующие в главных источниках: смерти Юрия Долгорукого, чуде и строительстве церквей в Боголюбове, подробностях строительства Успенского собора во Владимире и явлении Владимирской иконы великому князю Всеволоду за Суздалем. Из нелетописных источников (Сказание о чудесах иконы Римляныни и Сказание о иконе богоматери Тихвинской) автор составляет рассказ о чудесах и явлении на Тихвине Лидской иконы богоматери. В С. он также упоминает о создании Успенского собора Киево-Печерского монастыря, о покровительстве богородицы митрополиту Петру и Сергию Радонежскому. Рассказы о чудесах богородичных икон имели большое публицистическое значение. Автор С. стремился подчеркнуть общегосударственную значимость культа Владимирской иконы, покровительствовавшей еще в XII в. Киеву и Владимиру, а с кон. XIV в. столице Русского государства – Москве. Мысль об особом покровительстве богородицы столице, об избранности Москвы среди других русских городов становится доминирующей в С. Сообщая о перенесении иконы Владимирской богоматери из Царьграда в Киев, а также сравнивая ее историю с историей «хождения» из Византии в Рим византийской святыни – Лидской иконы богоматери, впоследствии «поселившейся» на Руси, в районе Тихвина, автор С. развивает основное положение теории «Москва – третий Рим» – идею о византийском наследии. Большинство списков произведения без изменений передают текст С. Степенной книги, но в рукописных сборниках встречается его расширенный вариант, в котором основной текст дополняется рассказом о «демократических» чудесах Владимирской иконы, заимствованным из Сказания XII в. (ГИМ, Синод. собр., № 555, сборник житий и похвальных слов, кон. XVI – 1-я пол. XVII в., л. 864–889). Обширный круг источников, использованных автором, мастерство их обработки, торжественность и эмоциональность стиля, общегосударственное значение выдвинутых идей указывают на образованность и незаурядные литературные способности создателя С. Не исключено, что автором его мог быть митрополит Макарий или составитель Степенной книги царский духовник, протопоп Благовещенского собора Афанасий. Идейная направленность С. существенно повлияла на его жанр. По определению П. Г. Васенко, это торжественное Слово, читаемое в особо торжественные дни (Васенко П. Г. «Книга Степенная Царского родословия» и ее значение в древнерусской исторической письменности. СПб., 1904. Ч. 1. С. 228, примеч. 3). Но уже в XVI в. произведение переписывали в сборники для ежедневных чтений. История Владимирской иконы была переработана для статей кратких летописцев, она пересказывалась в известиях о чудесах богородичных икон, а миниатюры Лицевого свода стали образцами для Росписей ярославских церквей и клейм икон Владимирской богоматери. Изд.: ПСРЛ. М., 1965. Т. 11. Прил. С. 243–254; СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 424–440. Лит.: Шамбинаго С. К. Исторические повести // История русской литературы. М.; Л., 1945. Т. 2, ч. 1. Гл. 2, § 2. С. 220–222; Тотубалин Н. И. Повесть о Темир-Аксаке // Русские повести XV–XVI веков / Сост. М. О. Скрипиль. М.; Л., 1958. С. 378–385; Гребенюк В. П. 1) «Повесть о Темир-Аксаке» и ее литературная судьба в XVI–XVII веках // Русская литература на рубеже двух веков (XVII – начало XVIII в.). М., 1971. С. 185–206; 2) Лицевое «Сказание об иконе Владимирской богоматери» // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. Сб. 1. С. 338–363.
И. Л. Жучкова

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Сказание о иконе Богоматери Владимирской" в других словарях:

  • Сказание о чудесах Владимирской иконы... — богоматери – цикл рассказов, основная часть которых посвящена описанию чудес, совершенных в XII в. Владимирской иконой богоматери (необходимо отличать «Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери» XII в. от одноименного «Сказания о… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Сказание о Мамаевом побоище — – памятник Куликовского цикла, наряду с «Задонщиной», краткой и пространной летописной Повестью о Куликовской битве. Из всех произведений цикла С. – самый подробный и сюжетно увлекательный рассказ о битве на Куликовом поле в 1380 г. С. сообщает… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Сказания об иконе Владимирской Богоматери — цикл пам. 12 13 вв., посвященных ист. иконы Владимирской Богоматери. Икона визант. происхождения была вывезена Андреем Боголюбским из Вышгорода в Суздальскую землю в 1155 и стала гл. святыней княжества. Первые рассказы о чудесах иконы Сказание о… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Владимирская икона Богоматери — Владимирская икона Божией Матери Иконографический тип: Елеуса Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея Дата празднования 21 мая (3 июня) 23 июня (6 июля) 26 августа (8 сентября) …   Википедия

  • ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью… …   Православная энциклопедия

  • Русская литература XVI века — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Содержание …   Википедия

  • Происхождение честных древ Животворящего Креста — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста …   Википедия

  • КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 8 июля, 22 окт.), одна из главных русских святынь, связанная с важнейшими событиями истории Российского гос ва и РПЦ XVI нач. XXI в. Явилась в Казани 8 июля 1579 г., в царствование Иоанна IV Васильевича Грозного. Списки иконы получили… …   Православная энциклопедия

  • ГРЕБНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Гребневская [Гребенская] икона Божией Матери, чудотворный образ (праздн. 28 июля, 21 авг.), находившийся в Москве в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы на Бору, известной как храм в честь Гребневской иконы Божией Матери на Лубянке (угол… …   Православная энциклопедия

  • Повесть о Темир-Аксаке — – одно из произведений, посвященных борьбе русского народа против монголо татарских завоевателей. Рукописная традиция донесла до нас около 200 списков произведения XV–XIX вв. Интерес читателей к произведению объясняется его сюжетным своеобразием …   Словарь книжников и книжности Древней Руси


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»